Станция Московского метрополитена Киевская (радиальная) — одна из самых старых станций метро. Её открытие для пассажиров произошло ещё в середине прошлого века, 5 апреля 1953 года. Несмотря на строительство по типовому проекту трёхсводчатой станции глубокого заложения, Киевская имеет уникальную архитектуру. Её оформление посвящено тематике воссоединения Украины и России, а также Советской Украине.
Визитной карточкой станции является обилие картин, нанесённых на стен и своды. Они объединяются между собой для составления единой композиции большим количеством декоративных элементов, таких как оформление пилонов светло-серым мрамором, добытым в Коелгинском месторождении, в классическом украинском стиле. Кроме того, все полотна объединяет единая тематика: прославление пролетариата Советской Украины и изображение счастливых граждан СССР. Ключевой картиной является панно большой площади, изображающее народные гуляния в честь праздника трёхсотлетия воссоединения Украины и России, прошедшие в столице Украины.
В 2010 году самое большое полотно станции было почти полностью уничтожено. Причиной стали грунтовые воды, подмывшие породу, гидроизоляцию. Это привело к тому, что размытая порода вместе с водой деформировала металлический щит, служивший основой для панно. В результате перед Московским метрополитеном встала задача не только восстановления участка станции до нормального состояния, при котором прибывание пассажиров на станции было бы комфортным и безопасным, но и очень ответственная задача по реставрации фрески, воспринимаемой многими как часть культурного наследия Москвы.
За реставрацию взялись профессиональные художники-реставраторы из организации ООО «Творческие мастерские «Китеж»» В. Иванов и М. Смагин. Процесс шёл с 2012 года по 2013 год. В его ходе панно приняло вид, несколько отличный от всем привычного состояния, в котором оно находилось перед 2010 годом, что вызывало некоторый общественный резонанс. Но реставраторы пояснили, что изменения связаны с тем, что фреска, существовавшая на тот момент уже 59 лет, подвергалась реставрации и в прошлые годы. Следствием этого является то, что некоторые детали, к которым привыкли пассажиры, на самом деле являются неисторичными и не соответствуют музейным архивным фотографиям, на которые в своей работе опирались реставраторы.
Процесс реставрации начался с воссоздания панно заново на деревянном щите в мастерской в масштабе один к одному. В процессе реставраторы придерживались манеры советских художников, которые творили на грани реализма и импрессионизма. Уже после одобрения начался кропотливы перенос на реальную стену станции метро. Работу усложняли условия метрополитена, некоторые последствия воздействий грунтовых вод, а также то, что работать приходилось по сути на виду пассажиров, проявляющих не всегда здоровый интерес к процессу реставрации. Для выполнения своей работы реставраторами были выбраны особые краски для фасадов с применением жидкого стекла. Такие краски обеспечивают долговечность и нужные тона. Иванов заверил, что теперь при сохранении несущей способности основания картины панно может остаться в хорошем состоянии и сто лет.
Для работ по реставрации панно «Народные гуляния» на станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии компания «Р.К.» выполняла поставку высококачественных материалов КАЙМ, а также оказывала технологическое сопровождение.
Список поставленных материалов.
- КАЙМ фасадная силикатная краска Гранитал.
Тона: с 9001 по 9021. - КАЙМ универсальная штукатурка Универсалпутц.
- КАЙМ разбавитель: Гранитал–Специаль Фиксатив для краски.